Формирование конкурентного потенциала промышленных предприятий

formirovanie-konkurentnogo-potentsiala-promyishlennyih-predpriyatiy

Формирование конкурентного потенциала промышленных предприятий

Несмотря на негативные тенденции и кризис в экономике, существует насущная потребность в формировании конкурентного потенциала промышленных предприятий, который позволил бы использовать как возможности внутреннего рынка. Так и реализовать экспортный потенциал национальной промышленности. Любой кризис имеет не только деструктивный, разрушительный характер, но и открывает новые возможности для субъектов хозяйствования. Это требует от промышленных предприятий уже на современном этапе принятия мер по поиску и использованию новых потенциальных возможностей.

Конкурентный потенциал — это системная совокупность стратегических ресурсов, компетенций и рыночных возможностей. Которая направляет взаимодействие функциональных сфер деятельности предприятия на обеспечение конкурентных преимуществ и высокой результативности функционирования в условиях конкурентной среды. Конкурентный потенциал предприятия является синергическим потенциалом, поскольку его величина является результатом, с одной стороны, формирование функциональных потенциалов, а с другой, взаимодействия внутреннего (ресурсного) и внешнего (рыночного) потенциалов.

Таким образом, в процессе формирования производственного, финансового, трудового, маркетингового, инновационного и управленческого потенциалов. Наряду с такими целями как обеспечение устойчивости, адаптивности, эффективности использования ресурсов, результативности и рост стоимости предприятия. А также приоритетной задачей должно стать повышение уровня конкурентоспособности предприятия и его продукции. Обеспечение устойчивой конкурентной позиции и конкурентных преимуществ на целевых рынках. В таком случае в процессе взаимодействия функциональных сфер деятельности предприятия будет достигаться синергетический эффект в достижении конкурентных целей.

Читайте также  Оригинальные способы заработка денег

Основу конкурентного потенциала составляют ресурсы и компетенции предприятия

Ресурсы и возможности являются исходными условиями деятельности любого предприятия. Однако, ресурсы, которыми располагает предприятие, могут быть получены и другими предприятиями. А возможности, которые существуют во внешней среде, могут быть идентифицированы и реализованы конкурентами. Поэтому конкурентное преимущество получают только те предприятия. Которые создают уникальную комбинацию ресурсов для реализации возможностей, которые трудно распознать и использовать конкурентам.

Формирование компетенций предполагает разработку на уровне предприятия системы постоянного обучения, совершенствование знаний и навыков, интеллектуализация и осовременивания процесса производства на основе оригинальных идей и новейших технологий, налаживания отношений как внутри предприятия между отдельными работники, так и с внешними контрагентами и контактными аудиториями.

Таким образом, формирование конкурентного потенциала — это процесс создания системы стратегических ресурсов и отличительных компетенций, идентификации рыночных возможностей, а также обеспечение такого результата их взаимодействия, чтобы достичь синергетического эффекта в обеспечении высокого уровня конкурентоспособности предприятия.

На основе вышеизложенного можно предложить следующую последовательность мероприятий формирования конкурентного потенциала промышленных предприятий:

  • Исследование рыночного потенциала, которым располагает предприятие, в том числе анализ и прогнозирование конъюнктуры целевых рынков, оценка состояния конкуренции, изучение макроэкономических, отраслевых и региональных факторов, влияющих на рыночную ситуацию.
  • Идентификация и исследования имеющихся и перспективных рыночных возможностей, которые могут быть предприятием.
  • Разработка долгосрочной общей стратегии формирования конкурентного потенциала предприятия и выбор одной или нескольких локальных конкурентных стратегий, которые предприятие планирует использовать для обеспечения конкурентных преимуществ (лидерства по издержкам, дифференциации, фокусировка).
  • Формирование сбалансированного ресурсного потенциала, которое предусматривает: налаживание надежного сотрудничества с поставщиками материальных ресурсов и организации эффективных логистических процессов; установление взаимовыгодных отношений с финансовыми учреждениями для пополнения финансовых ресурсов; организацию работы с центрами занятости и кадровыми агентствами для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами; создание действенной системы информационного обеспечения.
  • Формирование функциональных потенциалов (производственного, финансового, трудового, маркетингового, инновационного, управленческого), учитывая приоритетность цели повышения конкурентоспособности предприятия и обеспечения устойчивой конкурентной позиции на рынке.
  • Сохранение и дальнейшее укрепление конкурентных преимуществ по цене с одновременным внедрения современных систем управления качеством и реализацией инновационных программ.
  • Обеспечение адаптивности конкурентного потенциала через организацию проактивных мер по выявлению, использования, а в идеальном случае, создание новых потенциальных возможностей на целевых рынках.
  • Использование компетентностного подхода к формированию конкурентного потенциала, предусматривает создание отличительных компетенций, которые обеспечат долгосрочные преимущества на рынке.
  • Непрерывный мониторинг конкурентного потенциала и процессов его формирования, который направлен на определение его современного состояния и динамики изменения, выявление резервов с целью их мобилизации и вовлечения в хозяйственный оборот.
  • Повышение инвестиционной привлекательности предприятия с целью привлечения необходимого капитала для реализации соответствующих мер формирования конкурентного потенциала.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *