Формирование понятия региональной конкурентоспособности

Формирование понятия региональной конкурентоспособности

Формирование понятия региональной конкурентоспособности

Мировой процесс глобализации усилил конкурентную борьбу регионов за новые технологии, инвестиционные источники, квалифицированный труд, а также инновационные ресурсы. Распределение вышеназванных факторов имеет свои отличия в каждом конкретном регионе, таким образом, возникает вопрос объяснения такого явления. Таким образом, концепции экономической географии вносят весомый вклад в исследование этого вопроса и рассматривают регионы, прежде всего, как отдельные территории, которым характерны определенные особенности, которые в значительной степени определяют конкурентоспособность регионов.

Теория экономической географии выделяет такие концепции региональной конкурентоспособности:

— Регионы как территории экспортной специализации, это определение тесно связано с факторным распределением и экспортоориентированной экономикой;

— Регионы как источника возрастающей отдачи, это определение относится экономической географии в узком смысле слова, но также принято «новой экономической географии»;

— Регионы как центры знаний, это определение происходит из концепции «мягких» факторов, включающих социологические и институциональные элементы, но была отнесена к «новой индустриальной географии».

Рассмотрим каждую из этих концепций

В течение 1970-х, экономическая география в значительной степени связана с динамикой расположения индустрии, с факторами, которые определяют географическое положение экономической деятельности. Большая часть этих исследований проводилась под влиянием неоклассической теории. Таким образом, представители экономической географии видели географию производства в рамках «функции локальности», которая объясняет характер расположения экономической деятельности расположением ключевых «локальных факторов» (наличие природных ресурсов, рабочей силы, доступ к рынкам и другие). То есть, регионы «конкурируют» между собой за привлечение экономической деятельности на свою территорию на основе их конкурентных преимуществ, «локальных факторов». Таким образом, с такой локальной теоретической точки зрения на экономическое пространство, различные регионы будут пытаться специализироваться в тех отраслях промышленности и видах деятельности, которые имеют сравнимую преимущество.

Читайте также  Наличные в компаниях с падающими продажами

Региональный рост выпуска товаров считается автором функцией спроса на экспорт региона

В свою очередь, спрос на экспорт региона — его «конкурентоспособность» — рассматривается как функция уровня роста мирового спроса и уровня роста региональных товарных цен относительно мировых цен. Последнее зависит от уровня роста заработной платы минус уровень роста производительности, которая будет расти по мере роста регионального выпуска товаров (так называемый эффект Вердорну).

Таким образом, ключевым элементом этого круговорота и кумулятивного процесса путь, который ведет к увеличению выпуска до увеличению производительности. В этом процессе заключается сущность динамического роста отдачи потребления, которая лежит в основе модели.

Ключевые положения теории Маршалла, в частности сосредоточение внимания на важности знаний и ноу-хау как факторов создания новых идей и бизнес-методов. Стали толчком к появлению новой географической традиции, известной под названием «локальное инновационная среда». Эта концепция фокусирует внимание как на торговых, так и не торговых конкурентных преимуществах. Теории, рассматривающие регионы как центры знаний делают акцент на понятии инноваций, построенном на основе эволюционной экономической теории.

Читайте также  Особенности перехода к информационному обществу в условиях глобализации

Инновации рассматриваются как интерактивный познавательный процесс, требующий взаимоотношений между рядом агентов. Таких как подрядчики и субподрядчики, поставщики оборудования, потребители, конкуренты, частные и публичные исследовательские лаборатории. Инновационная система также включает университеты и другие институты высшего образования, поставщики консультационных и технических услуг, государственные органы и другие.

Большое внимание также уделяется институциональным факторам, так называемым «мягким» факторам, которые включают предпринимательский потенциал, доверие, не торговые зависимости, общее видение лидерства и другие. В контексте этого подхода беспрекословно весомый вклад сделала теория географических кластеров Портера.

Он утверждает, что конкурентные на глобальном уровне национальные отрасли промышленности неизменно склоняются к созданию географических кластеров в отдельных регионах. Такая кластеризация является как результатом, так движущей силой взаимодействий между тем, что он называет «конкурентным алмазом»: стратегия фирмы, наличие ресурсов, спрос и промышленные факторы. Таким образом, слабость в каждой составляющие этого «алмаза» снижает конкурентоспособность региона.

Таким образом, каждая из проанализированных концепций сделала вклад в понимание понятия региональной конкурентоспособности, ее движущих сил.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *