Конкурентоспособность предприятий в условиях глобализации экономики

Конкурентоспособность предприятий в условиях глобализации экономики

Конкурентоспособность предприятий в условиях глобализации экономики

Современная мировая экономика переживает глубокое ускорение изменений. Процесс глобализации активно развивается, что важно для оценки возможных перспектив формирования конкурентных преимуществ товаров, предприятий, отраслей и стран. Интеграция в мировое сообщество требует кардинально нового подхода в решении проблем повышения конкурентоспособности предприятий и формированию цивилизованной конкурентной среды страны. Неотъемлемой частью этой среды являются предприятия пищевой промышленности.

Конкурентоспособность является ключевой категорией в современной экономике, условием осуществления интеграции страны в мировое хозяйство, активно включается в процесс глобализации. Под конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности следует понимать эффективность их работы, которая оценивается, помимо традиционных критериев, по показателям, характеризующим степень выживания и динамичности предприятий отрасли при различных вариантах развития экономики страны и всего мира в целом.

Следует отметить, что в условиях глобализации конкурентный рынок характеризуется большим количеством разноплановых факторов, влияющих на степень и структуру конкуренции предприятий в пищевой отрасли.

Среди главных можно назвать следующие:

— состояние технического оборудования и возможности обновления основных средств предприятия;
— обеспеченность производства сырьем надлежащего качества;
— соответствие выпускаемой продукции международным стандартам;
— надлежащий уровень образования персонала.

Читайте также  Эффективность использования финансовых ресурсов предприятия

Важное влияние имеют также значимые составляющие рынка:

— уровень конкуренции,
— доступность,
— достоверность и полноценность маркетинговых исследований,
— рекламные возможности,
— потребности и платежеспособность потребителей.

Но системообразующими факторами влияния на показатели конкурентоспособности предприятий пищевой отрасли на международном уровне является налоговая, инвестиционная, инновационная, таможенная и денежно-кредитная политика государства, система льгот, субсидий и другие методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Обострение ситуации на мировом продовольственном рынке, либерализация внешнеторговых отношений, рост мировых и внутренних цен на продукты питания требуют повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.

Все предприятия отрасли пищевой промышленности нуждаются в обновлении материально-технической базы, модернизации производства, увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции, привлечение иностранных инвестиций.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности наиболее важными параметрами являются наличие высокотехнологичного производства и способность производить продукцию требуемого качества с минимальными затратами; способность оперативно влиять на производственные расходы; наличие эффективной системы управления предприятием, способной обеспечивать его конкурентные преимущества и своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды; оперативность реагирования на сдвиг в спросе потребителей и высокое качество продукции.

Читайте также  Направления оценки эффективности  инновационной деятельности

Качество продукции питания является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности на отечественных и зарубежных рынках. Поэтому предприятиям пищевой промышленности необходимо уделять большое внимание данному фактору, хотя он и требует дополнительных затрат. Однако эти затраты полностью компенсируются за счет получения дополнительных доходов, так как существует высокий спрос на высококачественную и экологически безопасную продукцию питания.

Таким образом, чтобы повысить качество пищевой продукции необходимо:

— Обеспечить отечественные перерабатывающие предприятия высококачественной сельскохозяйственным сырьем;

— Повысить технический и технологический уровень предприятий пищевой промышленности;

— Повысить внимание государственных органов всех уровней к проблеме качества пищевой продукции;

— Создать программу финансирования проектов по повышению качества продукции предприятий пищевой промышленности.

Это позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий пищевой промышленности в условиях развития рынка и глобализационных вызовов.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *