Основные принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности

Основные принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности

Основные принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности

Основные принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли

Высокая динамичность развития отечественного ритейла, значительные трансформационные изменения национальной экономики требуют совершенствования существующего методического обеспечения оценки эффективности предпринимательской деятельности в розничной торговле с учетом новых реалий. Особую важность при формировании методического инструментария оценки приобретает определение необходимых элементов информационного и математического инструментария, одним из которых являются принципы оценивания.

Проблеме формулировки и обоснования основных принципов оценки экономических объектов уделено много научных трудов различных научных направлений. Однако несмотря на это, в современной экономической литературе не существует четкого определения принципов оценки эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, что обусловлено необходимостью выделения принципов в зависимости от особенностей объекта исследования и наличием большого современного методологического инструментария оценки любой экономической категории.

«Философия дала науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий, однако в каждой науке и ее отдельной предметной области философские принципы приобретают свой содержательного наполнения и дополняются с учетом конкретных результатов отдельных наук, их своеобразных методов».

Само понятие «принципы» можно определить как перечень базовых правил проведения исследования любого процесса

Определение принципов исследования и оценки любой экономической категории занимает важное место в современных исследованием. При этом отраслевые особенности объекта исследования трансформируют совокупность существующих принципов анализа социально-экономических систем к определенному более приемлемого перечня.

Читайте также  Финансирование внешнеэкономической деятельности

Следует отметить, что принципы оценки должны быть адекватными для каждого элемента инструментария оценки в соответствии с их целевой направленности. Так И.В. Сименко экстраполируя подходы специалистов по учету на проблемы определения принципов анализа, предлагает классифицировать их на три группы: принципы, определяющие качественные характеристики информации, которая является основой для реализации аналитических процедур; принципы, формирующие процедуру ведения анализа; принципы, регламентирующие построение системы аналитических показателей в конкретных ситуациях.

Учитывая проведенный контент-анализ можно отметить, что систематизация принципов оценки эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли должна основываться на определенных положениях.

Во-первых, соблюдение четкого разграничения принципов в зависимости от основной задачи и объекта исследования. Именно поэтому принципы были отдельно выделены для формирования системы показателей, информационной базы и непосредственно для методического подхода оценки уровня эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Во-вторых, принципы оценки должны учитывать отраслевые особенности объекта исследования и оценки. С позиции учета отраслевой специфики предприятий розничной торговли и оценки эффективности их предпринимательской деятельности, целесообразно учитывать основные критериальные аспекты а именно: способность удовлетворять потребителей и способность результативно функционировать.

Читайте также  Роль и место ТНК в системе мирового рынка

Именно с этой позиции интересным и важным является исследование Х.А. Фасхиева, который основываясь на теории менеджмента, маркетинга, квалиметрии и накопленных научно-практических знаниях сформулировал основные принципы удовлетворенности потребителей.

Учет отраслевых особенностей отражается и в основных принципах торгового менеджмента, которые определены известным ученым И.А. Бланком и выделении И.В. Возвышенностей принципов управления товарооборотом предприятия розничной торговли с учетом интеграции логистического и маркетингового подходов.

В-третьих, система принципов должна исключать дублирование и обеспечивать единство принципов в теоретических исследованиях и аналитической практике.

Учитывая задекларированные традиционным экономическим анализом принципы оценки, отраслевые особенности и результаты научных исследований были сформированы основные принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли:

— принципы формирования системы показателей (принцип динамичности; обоснованности; унификации; универсальности; формализованности; интегрирования; оптимальности; комплексности)

— принципы формирования информационной базы оценки (достоверности и объективности; релевантности; полноты; сравнимости; понятности)

— принципы оценивания (научности, развития; последовательности и логичности; системности; комплексности; объективности).

Выделенные принципы обеспечивают методическую гармоничность оценки эффективности предпринимательской деятельности и учитывают отраслевые особенности функционирования предприятий розничной торговли.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *