Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия

Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия

Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия

В современных условиях одним из основных средств повышения конкурентоспособности поддержания высоких темпов развития и уровня доходности предприятий является внедрение инноваций. В то же время инновации являются источником развития только при условии их эффективного использования. В связи с этим возрастает роль совершенствования подходов к разработке стратегии инновационной деятельности предприятия. Которая, в первую очередь, должна быть направлена ​​на рост конкурентоспособности предприятия и его продукции на рынке.

Инновационная стратегия предусматривает определение целей инновационной деятельности и разработки детального плана их достижения, направленного на обеспечение жизнеспособности предприятия и укрепление его рыночной позиции относительно конкурентов. Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия является сложным многоступенчатым процессом.

По нашему мнению, стратегия инновационной деятельности предприятий должна включать следующие этапы:

  1. Определение целей инновационной деятельности, в качестве которых могут выступать: ди-версификация, рост рыночной доли, повышение конкурентоспособности предприятия, снижение себестоимости и экономия ресурсов, повышение платежеспособности, укрепление финансовой устойчивости, повышение эффективности системы управления.
  2. Анализ внешней среды, включающий оценку макро- и микросреды функционирования предприятия, в частности, определения стадии жизненного цикла предприятия, изучение спроса и емкости рынка, государственной поддержки, уровня конкурентоспособности предприятия и его продукции и тому подобное.
  3. Анализ внутренней среды предприятия, предусматривает проведение анализа текущих условий хозяйствования и оценку их возможных изменений в результате внедрения инноваций.
  4. Анализ инновационной активности предприятия, где необходимо определить состояние ключевых показателей новаторства, а именно: часть расходов на НИОКР; долю затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с модернизацией производства; рентабельность и срок окупаемости вложений и т. д.
  5. Анализ инновационных стратегических альтернатив. На этом этапе могут быть использованы методы экспертных оценок, например, метод выбора альтернатив по множественными критериям.
  6. Формирование системы ресурсного обеспечения инновационной деятельности, предусматривающий определение и оптимизации структуры источников покрытия финансовых и других потребностей при реализации инновационной стратегии.
  7. Выбор инновационной стратегии предприятия с учетом общей стратегии его развития и организационной структуры, взаимоувязки общих и инновационных целей.
  8. Инновационные изменения необходимо связывать с жизненными циклами предприятия, технологий и изделий, поэтому реализация инновационной стратегии может предусматривать перестройку или реструктуризации предприятия в сочетании с текущими производственными процессами.
  9. Для оценки эффективности стратегии инновационной деятельности целесообразно применять сбалансированную систему показателей, включая группы показателей инновационной активности, кадрового обеспечения, рыночной восприимчивости инновационных усилий предприятия, финансовой эффективности. По результатам оценки инновационной стратегии руководство может принять решение о корректировке как целевых показателей, так и целей развития предприятия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности развития конфликтных отношений в акционерных обществах

Подобная схема разработки инновационной стратегии позволяет, основываясь на результатах анализа существующего состояния предприятия. Определить возможные направления его потенциального развития при условии наиболее эффективного использования ресурсов.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *