Регулирование малого предпринимательства

Регулирование малого предпринимательства

Регулирование малого предпринимательства

Предпринимательство является внеисторическим специфическим видом общественно полезной экономической деятельности. Специфические черты предпринимателя — это предвидение, настойчивость, инициатива, авторитет, коммуникабельность, умение принимать рискованные решения.

Предпринимательство свойственно как физическим лицам, так и юридическим лицам всех форм собственности, различных размеров и организационных структур.

Сегодня в системе структурной перестройки народнохозяйственного комплекса страны малое предпринимательство уже занимает одно из существенных мест. За последнее десятилетие количество малых предприятий в стране выросла более, чем в 5 раз.

Однако удельный вес малых предприятий в промышленности страны в общем их количестве составляет лишь 15%, а в объеме балансовой прибыли еще ниже — 10%. В такой отрасли, как торговля и общественное питание малых предприятий в 3,5 раза больше, чем в промышленности.

Недостаточное развитие малого предпринимательства в промышленности обуславливается как объективными, так и субъективными причинами. К объективным обстоятельствам необходимо отнести длительную (в течение многих десятилетий) ориентацию хозяйственной политики страны исключительно на крупные и суперкрупные промышленные предприятия со всеми вытекающими из этого.

К субъективных — несовершенство соответствующей нормативно-правовой базы, недостаточное количество и низкий уровень профессиональной подготовки кадров для малого предпринимательства, ошибки в государственной политике его поддержки.

Читайте также  Исследование деятельности ТНК на рынках

Предпринимательство всегда нуждается в государственной поддержке. Особенно актуальна она для стран с переходной экономикой. Необходимо принять во внимание, что поддержка предпринимательской деятельности — это рычаг концентрированного влияния на экономические условия в направлении регламентации и фискального контроля отдельных отраслей.

В современных условиях развитие малого предпринимательства не приводит к де концентрации производства. Рациональное разделение труда кооперирования и комбинирования, территориальная специализация делает малое предпринимательство органическим структурным подразделением крупного.

К тому же такое сочетание больших и малых предприятий в одном производственно-территориальному комплексе приводит к повышению концентрации общественного производства. Ленинское определение концентрации производства как сосредоточение последнего на все более крупных предприятиях уже не соответствует современному развитию производительных сил.

Сегодня концентрация производства — это сосредоточение его на предприятиях оптимальных размеров. В условиях миниатюризации, автоматизации, компьютеризации, биохимических технологий и других проявлений НТП оптимальный размер имеют не только крупные, но и малые предприятия.

Развитие малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства в промышленности зависит сегодня в значительной степени от наличия таких форм его культивирования, как технопарки и, особенно, бизнес инкубаторы. Последние должны создаваться при крупных научных центрах, университетах, НИИ. В стране пока нет рационально построенных бизнес-инкубаторов, а они в каждом регионе.

Читайте также  Инновационные подходы к развитию маркетинговой стратегии

Ограничивающим фактором развития малого предпринимательства является недостаточность государственных финансовых ресурсов. Почти единственным нетрадиционным для страны их источником является сегодня собственные средства (сохранение) населения.

Необходимо повышать доверие населения к государству, особенно в финансовых отношениях между ними; изменить акценты в государственной политике поддержки малых предприятий в сторону стимулирования крупных промышленных предприятий в создании дочерних структур.

Это выгодно, большим и малым предприятиям. Первые освобождаются от тягостного непрофильного для них производства (вспомогательного, обслуживающего), а вторые имеют гарантированный рынок сбыта, как правило, помещения и оборудование, используемые до этого крупными предприятиями.

Главное, повышается доверие населения при решении вопроса воздерживаться вкладывать собственные средства в малое предприятие. Организационной формой аккумулирования средств физических и юридических лиц могут быть взаимные фонды кредитования.

Комплексно-целевые программы развития малого предпринимательства, разработанные в каждом регионе и городе пока не эффективны — ни одна из них не была реализована.

Необходимо изменить объект программно-целевого регулирования. А именно: им должны быть не малые предприятия, а государственное учреждение, которое, по распределению обязанностей в структуре исполнительной власти, отвечает за развитие определенной сферы экономики.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *