Корпоративное управление в банковских группах

Корпоративное управление в банковских группах

Корпоративное управление в банковских группах

Современный (в определенной степени, посткризисный) этап развития банковской системы отмечается совокупностью особых требований и характеристик. Влияние процессов глобализации в мировой финансовой сфере, повышение концентрации капитала и его интернационализация, повышение требований к достаточности собственного капитала, усиление внутренней и международной конкуренции. Это основные факторы формирования адекватного банковского сектора в современных условиях.

Указанные факторы требуют применения принципиально новых подходов к ведению банковского бизнеса:

— умение быстро адаптировать и реализовывать новые банковские продукты,
— ускорение темпов принятия инвестиционных решений,
— эффективной работы с иностранными вложениями и тому подобное.

Одним из последствий такой модернизации в отечественной банковской (и финансовой вообще) сфере стало появление такой формы функционирования, как финансовые группы (банковская и не банковская).

Соответственно выросла и роль корпоративного управления в таких структурах, как банковские группы

В последнее время общественный интерес к корпоративному управлению заметно повысился. Функционирование банковских групп очевидно должно базироваться не только на кооперации усилий, консолидации влияния на финансовый рынок, объединении предпринимательских задач и интересов, а и на основе полномасштабного внедрения принципов корпоративного управления (прежде всего с учетом рекомендаций Базельского комитета по вопросам банковского регулирования и надзора). Что касается последнего, то стоит отметить, что ЦБ, как орган банковского регулирования и надзора, не может диктовать банкам и их объединения каких-то конкретных схемы или модели корпоративного управления. Но, стремясь обеспечивать стабильность и устойчивость отечественной банковской системы, он должен рекомендовать, исследовать, анализировать и доводить до руководства рациональные аспекты организации и реализации управленческих процессов.

Иначе говоря, предоставлять банковским группам помощь в определении подходов к построению эффективной системы корпоративного управления, что будет способствовать повышению надежности и стабильности банковской системы, минимизации рисков, возникающих в результате участия банков в банковских группах, усилению защиты интересов вкладчиков и доверия к банковской системе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Институциональные обновления экономической системы как основа модернизационного развития

С другой стороны, в надлежащем уровне корпоративного управления в банковской группе будут заинтересованы все рыночные участники: банки (компании) — участники объединения, их акционеры, органы управления банков-участников, вкладчики и кредиторы банков. Природа деятельности финансово-кредитных учреждений требует наличия постоянной доверия со стороны общества. Без которой просто невозможно выполнять функции финансовых посредников — концентрировать финансовые ресурсы и перераспределять их для реального сектора экономики. Уровень доверия инвесторов и других заинтересованных лиц в банк напрямую зависит от эффективности и транспарентности корпоративного управления в банковской группе. При этом его характер усиливается взаимосвязью участников группы.

Банковская группа должна иметь эффективную систему корпоративного управления, которая включает в себя:

  • прозрачную структуру собственности, позволяет определить всех участников банковской группы, виды деятельности, осуществляемые участниками банковской группы, деловые, финансовые и другие связи между участниками банковской группы, контроллером банковской группы;
  • общую стратегию банковской группы и бизнес-планов участников банковской группы;
  • понятную организационную и управленческую структуру, которая соответствует общей стратегии банковской группы и ее основным бизнес направлениям, с учетом профилей и масштабов рисков, с которыми сталкиваются участники банковской группы, географического расположения участников банковской группы;
  • соответствие руководителей банковской группы требованиям к деловой репутации, определенным законодательством;
  • распределение полномочий и обязанностей с четко определенными прозрачными и согласованными сферами ответственности;
  • наличие политик эффективного внутреннего контроля, соблюдения законодательства и внутренних процедур (комплаенс).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Пост кризисная денежно-кредитная политика

При этом сами участники банковской группы должны быть заинтересованы в соблюдении внутренних процедур реализации стратегии управления рисками (параметров риска, политики управления существенными рисками), корпоративных правил и принципов деятельности группы. Базовой становится разработка кодекса корпоративной этики. Который определяет стандарты профессионального поведения, корпоративную культуру, ценности в банковской группе, устанавливает правила. Которые запрещают поведение, что может привести ведения неправомерной или незаконной деятельности. Его положения должны быть доведены до всех участников банковской группы, а органы управления ответственного лица банковской группы. Которые несут ответственность за эффективность корпоративного управления в банковской группе, должны разработать соответствующие методы и процедуры их реализации.

Если именно банк становится ответственным лицом группы, на него накладывается дополнительная ответственность за адекватность корпоративного управления, политики управления объединением, бизнесом и рисками группы в целом

С этой целью для каждого направления деятельности определяются механизмы и стандарты, понятные всем участникам группы. А деятельность руководящих органов подконтрольных участников группы должна быть направлена ​​на обеспечение их соблюдения. А также защиты собственно интересов акционеров и заинтересованных лиц.

Сложные и непрозрачные корпоративные структуры препятствуют идентификации, контроля и управлению рисками группы в целом. Автоматически порождает дополнительный риск. Участникам банковской группы стоит «знать свою структуру», что предполагает понимание задач отдельных ее участников, установленных между собой и с контроллером взаимосвязей и взаимоотношений. Как официальных, так и неофициальных, репутационных, правовых, финансовых и операционных рисков внутригрупповых операций. А с целью совершенствования корпоративного управления внутренний аудит должен дополняться регулярной оценкой рисков. Появление которых обусловлено именно структурой банковской группы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *