Роль государственного регулирования на рынке финансовых услуг

Роль государственного регулирования на рынке финансовых услуг

Роль государственного регулирования на рынке финансовых услуг

Процессы стремительной интеграции национальных финансовых рынков в глобальные финансовые рынки приводят к рискам финансовых кризисов. Главный итог кризиса ликвидности 2008 — потеря доверия к финансовым институтам и к государству как к регулятору. Финансовый рынок в том виде, в котором он существовал, не оправдал себя как стратегически важный сектор экономики. В связи с этим объективной необходимостью является просмотр и оптимизация методов государственного воздействия на сферу финансовых услуг с целью повышения ее устойчивости.

В зависимости от особенностей функционирования национальной финансовой системы, обусловленных спецификой законодательства, уровнем экономического развития и регулирования экономики, выделяют три модели надзорных систем:

  1. секторные, которая основывается на четком распределении задач и функций надзорных органов (регуляторов) за деятельностью отдельных секторов — банковского, страхового и фондового.
  2. Модель по задачам, согласно которой обязанности надзорных органов распределены на основе задач и функций надзора: на пруденциальный надзор за деятельностью финансовых посредников и на регулирование бизнеса в финансовой сфере с целью обеспечения его прозрачности.
  3. Модель единого надзора, при использовании которой происходит концентрация всех надзорных функций в едином надзорном органе.

В последнее время сфера финансовых услуг охватывает все больший сегмент рынка

При этом финансовые учреждения как основные участники этого рынка классифицируются, как правило, по критериям финансовых услуг. Но основной объединяющей признаком таких субъектов является наличие в их деятельности аспектов привлечения денежных средств с их последующим размещением на профессиональной основе и на собственный риск ( путем предоставления финансовых услуг).

Читайте также  Перспективные методы управления налоговых нагрузок на предприятие

Именно этот аспект и является особым фактором интереса государства, поскольку касается публичных интересов общества, а именно:

— соблюдение интересов вкладчиков,
— обеспечения стабильности и платежеспособности соответствующих финансовых учреждений.

С современными тенденциями в регулировании финансового сектора и использовании его в качестве инструмента государственного контроля других отраслей экономики следует отнести появление интегрированного надзора на рынках финансовых услуг. Который возник в результате появления «банкассюранс» и подобных ему типов комплексного финансового обслуживания населения и корпораций. В профессиональных кругах целесообразность такой интеграции контрольных полномочий в рамках единой структуры обосновывается уже давно.

Необходимость дальнейшего совершенствования регулирования деятельности финансовых учреждений с целью создания условий для стабильного функционирования рынков финансовых услуг . Содействие повышению конкурентоспособности национальных финансовых учреждений являются основными аргументами в пользу интеграции надзору в сфере финансовых услуг.

Можно согласиться с мнением многих ученых и практиков о создании отдельного независимого государственного финансового учреждения с полномочиями проведения финансового надзора и регулирования на консолидированной основе под названием «Государственная инспекция финансового надзора». Которая владела полной независимостью и способствовала развитию и повышению стабильности и ликвидности финансовых рынков благодаря более скоординированным управленческим мерам.

Снижению совокупных расходов на управление за счет объединения информационных технологий и систем, создание единых баз данных и реестров. Повышение эффективности управления за счет консолидации высококвалифицированного персонала и реализации единой кадровой политики. Повышение способности своевременно и адекватно реагировать на возникновение финансовых инноваций и финансовых конгломератов. Проведения наиболее комплексного и полного контроля конкретного набора финансовых услуг в каждом конкретном случае и финансовом учреждении с помощью единых методов (проверок, отчетности и т.д.).

Читайте также  Достижение стабильного экономического развития

Европейский выбор, провозглашенный после обретения ею независимости в 1991 г.., Остается стратегическим курсом ее развития.

На долгосрочную перспективу государство как регулятор и кредитор последней инстанции оптимизировать свою деятельность по следующим приоритетным направлениям модернизации сферы финансовых услуг как:

— Внедрение механизмов «интегрированного надзора» и унификация требований и стандартов финансовой деятельности с целью гармонизации системы управления институтами сферы финансовых услуг с международными стандартами;

— Внедрение систем риск-ориентированного надзора на основе индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников рынка или их активов;

— Совершенствование систем финансового мониторинга и раскрытия информации;

— Создание широких возможностей для секьюритизации финансовых активов и расширение спектра производных финансовых инструментов;

— Создание благоприятного налогового климата для участников финансового рынка и операций с финансовыми инструментами; предотвращение монополизации и создание уравновешенного конкурентной среды для развития всех сегментов рынка;

— Соблюдения участниками рынков финансовых услуг требований законодательства и внедрения общепринятых норм поведения участников финансового рынка, а также работников регулирующих органов.

Итак, с целью реализации долгосрочной стратегии реформирования и развития финансового сектора нынешняя система государственного регулирования и надзора за рынками финансовых услуг требует модернизации путем внедрения практики интегрированного государственного надзора. Отработка механизмов сотрудничества между уже действующими органами государственного регулирования, комплексного совершенствования как рамочного. Так и специального законодательства с его последующей адаптацией к европейскому законодательству, внедрение механизмов обеспечения стабильности и прозрачности финансовой деятельности, защиты прав потребителей финансовых услуг.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *