Теоретические подходы к определению фискальной эффективности налогообложения

Теоретические подходы к определению фискальной эффективности налогообложения

Теоретические подходы к определению фискальной эффективности налогообложения

Налоговая система государства является основой наполнения бюджета любого уровня. От полноты наполнения бюджета зависит социально-экономическое развитие как региона, так и государства в целом. Именно поэтому действующая система налогообложения подлежит постоянному мониторингу с целью выявления отклонений от намеченных задач и принятие мер по их устранению. В таких условиях актуальным является обобщение теоретических подходов к определению фискальной эффективности налогообложения.

Сущность фискальной эффективности налогов связана с категорией «фиск», которая в переводе с латинского означает «казна, хранилище денег», а понятие «эффективность» определен как соотношение результатов и затрат. Поэтому, фискальную эффективность налогов можно трактовать как показатель наполнения бюджета налогами и сборами при минимальных затратах на процесс их администрирования.

Некоторые ученые определяют фискальную эффективность как комплексное понятие, которое проявляется через:

— достаточность доходов;
— минимизацию расходов на сбор доходов;
— предотвращения уклонения от уплаты налогов;
— равномерное распределение налогов между административно территориальными единицами.

Вместе с этим многие ученые понимают фискальную эффективность как долю отдельного налога в ВВП.

Определение фискальной эффективности налогообложения заключается в основательном исследовании и оценке действующей налоговой системы. Единых критериев и показателей для определения фискальной эффективности налогообложения не существует.

Читайте также  Макросреда и ценовая политика банков

Некоторые ученые в комплекс показателей, определяющих фискальную эффективность налоговой системы, относят:

1) объем налоговых поступлений в государственный бюджет;

2) отношение налоговых поступлений к уровню ВВП или величины доходов бюджета;

3) соотношение изменений налоговых поступлений к годовому показателю инфляции;

4) отношение сумм налоговых поступлений от налогообложения товаров отечественного происхождения и товаров импорта;

5) соотношение плановых и фактических налоговых поступлений;

6) долю налоговых поступлений, которые были мобилизованы в отдельном регионе государства, к общему показателю налоговых поступлений;

7) эффективные ставки по отдельным налогам;

8) уровень использования налогового потенциала;

9) производительность налоговой системы. Более детальный анализ фискальной эффективности осуществляется в отношении отдельно взятого налога или сбора.

Другие ученые при оценке налоговых механизмов рассматривают фискальную эффективность на макроуровне (на уровне государства) и микроуровне (субъекты хозяйствования и населения). Это позволяет оценить на макроуровне соответствие уровня налоговых поступлений в бюджет, размера финансирования основных государственных расходов, а на микроуровне — влияние налоговых механизмов на результаты деятельности субъектов хозяйствования, в частности на объемы произведенной и реализованной продукции, динамику прибыли, тенденции инвестиционной деятельности предприятий, обновление основных производственных фондов, наращивание капитала, а также получения достаточных доходов, которые после уплаты всех налогов обеспечивали высокий уровень жизни человека, предоставление государством бесплатных услуг образовательного, медицинского характера и тому подобное.

Читайте также  Круг международных банковских принципов

Учитывая вышесказанное, механизм оценки фискальной эффективности системы налогообложения должен включать следующие направления исследования:

— Характеристика эффективности системы налогообложения в целом;

— Характеристика эффективности отдельных налогов и сборов;

— Оценка эффективности функционирования нормативно-правовой базы;

— Оценка влияния системы налогообложения на результаты деятельности субъектов хозяйствования;

— Оценка влияния системы налогообложения на уровень жизни населения.

Указанные направления исследования предполагают применение как количественного, так и качественного анализа местного налогообложения с использованием соответствующих показателей.

Таким образом, при отсутствии системы оценки фискальной эффективности налогообложения целесообразно использование предложенных направлений исследования. Это позволит не только выявить тенденции поступлений, но и определить эффективность введения отдельных налогов и сборов для дальнейшего их совершенствования.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *