Подходы к классификации факторов влияния на личное потребление

Подходы к классификации факторов влияния на личное потребление

Подходы к классификации факторов влияния на личное потребление

В научной литературе существует несколько подходов к группировке факторов влияния на личное потребление.

Отдельной группой выделены социально-демографические факторы, а именно:

— Факторы, влияющие на региональные особенности потребления (на уровне страны, региона, области, города и т.д.);

— Этнонациональные и традиционно-исторические факторы, специфика развития и размещения производства, расселения людей и тому подобное;

— Группа социально-демографических факторов, влияющих на потребление в рамках домашнего хозяйства, определяя его,

— Факторы, влияющие на уровне личности (возраст, пол, характер занятости, образование, целевые ориентиры и т. д.).

Наиболее удачную классификацию второстепенных факторов влияния или условий, определяющих формирование индивидуальных потребностей дает Б. Новицкий, разделяя их на:

— Экономико-географические факторы (страна, регион, город или село, численность и плотность населения, наличие производственной инфраструктуры, наличие транспортной инфраструктуры);

— Структурно-демографические факторы (возраст, пол, семейное положение, расовая принадлежность, профессионально-отраслевая принадлежность, доля производственно активного населения, уровень урбанизации и т. п.);

— Культурно-исторические факторы (религиозная принадлежность, образование, характер и уровень разделения общества на слои, соблюдение традиций, языковые особенности и т. д.);

— Факторы политического характера (ожидаемый уровень стабильности экономической конъюнктуры, наличие гарантий против насильственного отчуждения собственности, отношение населения к предпринимательской деятельности);

— Психологические факторы (ассоциативное восприятие товара, осознание престижа, эмоциональная мотивация, психологические особенности оценки товара, психологическая зависимость и податливость в результате целенаправленного воздействия общественного мнения и т.п.);

Читайте также  Внедрение инновационных технологий в рекламной деятельности предприятия

— Факторы индивидуальной потребности (наличие покупателей, отличающихся уровнем интенсивности потребления товара, преданность отдельных покупателей определенным товарам или производителям, разнообразие реакции на новшества в товаре, преданность покупателей определенным качественным параметрам товара);

— Факторы относительной вероятности (наличие более или менее стабильного спроса на товары, наличие причин для совершения покупки, возможность осуществления случайной покупки)

— Факторы параметрального качества продукции (показатели качества товара, реакция на ценовые показатели, эластичность спроса на товар, широта ассортимента определенного вида товара, использование действия определенных параметров продукции на спрос).

Целесообразно проводить определенное разграничение факторов, действующих на нужды и на платежеспособный спрос населения

Такое разграничение впервые представлено В. Сергиевский, который назвал факторы, влияющие на потребности, факторами первой группы, а факторы, влияющие на спрос — факторами второй группы. Первую группу составляют социально-демографические факторы, которые, в свою очередь, могут быть разделены на три подгруппы. Первая подгруппа социально- демографических факторов характеризуется тем, что она является влиятельной на всей территории страны (региона, области, города и т. д.), определяя региональные особенности потребления (национально-этнические, традиционно-исторические, специфику развития производства, расселения людей и т.п.).

Вторая подгруппа включает такой комплекс социально-демографических факторов, влияющих на формирование потребностей и особенности потребительского поведения в пределах домашнего хозяйства (образовательно-квалификационный уровень, условия жизни, размер имущества). И третья подгруппа — это факторы, действующие на уровне личности, конкретных членов домашнего хозяйства.

Читайте также  Эффективное использование маркетингового потенциала

Во вторую группу входит уровень материального благосостояния, который измеряется размером совокупного (денежного) дохода на одного члена семьи. Этот показатель является тем реальным ограничением, которое регламентирует уровень удовлетворения потребностей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Различия между факторами двух названных групп состоит в том, что факторы первой группы, действующие на нужды, одновременно действуют на спрос. Но это действие опосредованная. Она проявляется не в самом спросе, а сначала на потребностях, а через них на спросе. Факторы второй группы действуют на платежеспособный спрос и не влияют на потребности как таковые.

Анализ и обобщение существующих методических подходов к оценке факторов влияния на формирование потребительского спроса позволил определить основные классификационные признаки для осуществления их классификации.

Такими признаками избраны:

— Характер действия факторов (ограничивающие, есть такие, которые тормозят спрос, и те, что способствуют формированию потребительского спроса);

— Уровень воздействия факторов (на уровне страны, региона, отдельной территории, определяя региональные особенности потребления, на уровне домохозяйства, отдельной семьи или личности);

— Объект воздействия факторов (природно-географическое, политические, экономические, научно-технические, социальные, демографические, культурные и т. д.);

— Возможность влияния предприятия (в зависимости от формирования потребительского спроса: внешние, внутренние).

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *