Планирование в системе менеджмента: практика, организация, пути совершенствования

Планирование в системе менеджмента: практика, организация, пути совершенствования

Планирование в системе менеджмента: практика, организация, пути совершенствования

Планирование в системе менеджмента: практика, организация, пути совершенствования

Планирование — это процесс создания комплексной системы мер по обеспечению предпринимательской структуры необходимыми ресурсами и повышения эффективности экономической деятельности в оперативно-адаптивном режиме в соответствии с стратегических целей и задач. Планирование дает возможность менеджерам предприятия рассмотреть и сравнить альтернативные варианты экономической стратегии предприятия и обеспечить на этой базе достижения предприятием крепких рыночных позиций и устойчивого экономического состояния.

К основным задачам планирования относятся:

— определение потребности предприятия в ресурсах;
— обеспечение покрытия потребности предприятия в ресурсах а счет собственных,
заемных или привлеченных источников;
— установление оптимальных пропорций распределения и использования ресурсов;
— контроль за финансовым состоянием предприятия, результатами его деятельности, за образованием и использованием ресурсов.

Основными видами планирования являются: прогнозирование экономической деятельности, текущее планирование экономической деятельности и оперативное планирование экономической деятельности.

На предприятии наиболее целесообразно использование именно оперативного (краткосрочного) планирования, основным инструментом которого является бюджет предприятия — оперативный план, состоящий на краткосрочный период, скоординированный по всем подразделениям и всеми подразделениями и функциями, который обеспечивает эффективный контроль с поступлением и расходованием средств на предприятии и является основой для принятия управленческих решений.

Утверждение рыночных отношений в стране сказывается на методах планирования

Если в ближайшее время конъюнктура рынка и связанное с ней обращения предприятия могут быть достаточно четко перечислены, то перспективные, долгосрочные процессы — лишь прогнозироваться. Поэтому планирование сводится, с одной стороны, к точных расчетов экономических показателей на ближайшее время и их балансовой согласованию в соответствующем экономическом документе. А с другой — с прогнозными расчетами, которые носят вероятностный и разнообразный характер.

Читайте также  Принцип организационно-экономического механизма управления интеллектуальными ресурсами

Для достижения поставленных задач в планировании на предприятии целесообразно использовать такие методы, как: метод синхронного планирования, балансовый метод, метод централизованного планирования, расчетно-аналитический метод и метод оптимизации плановых решений. Методы планирования на предприятии независимо от его размеров должны меняться, что связано с динамичным развитием предприятия и экономической системы.

На основании анализа организации планирования на предприятии, установлено, что:

— в большинстве случаев всеми экономическими вопросами, в том числе и планированием экономических показателей занимается бухгалтерия;
-бухгалтерия рассчитывает прогнозные показатели исходя из значений показателей отчетности предыдущих и текущих периодов;
— экономическая стратегия по отдельным аспектам экономической деятельности предприятия не разрабатывается;
— в разрезе текущего планирования не разрабатываются ни план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности, ни план формирования и использования ресурсов.

Разрабатывается только прогнозный баланс и бизнес план на год, причем, как правило, на очень низком методическом уровне, в котором указываются только укрупненные конечные цифры без детализации отдельных показателей. Более того, практически не рассчитываются показатели эффективности экономической деятельности. Указанный порядок организации планирования на малых предпринимательских структурах является причиной его низкой эффективности.

Читайте также  Основные тенденции транснационализации в глобальных условиях

Основными проблемами, связанными с организацией системы планирования в малом бизнесе региона являются:

— низкая оперативность составления планов и их нереальности,
— отсутствие четких внутренних стандартов формирования планов,
— нечеткость целей и отсутствие методологии и методики планирования,
— экономическая нереализованность,
— отсутствие на предприятии стратегии,
— долгосрочных финансово экономических целей и критериев их достижения,
— непрозрачность планов для руководства предприятия,
— отрыв долгосрочных планов от краткосрочных,
— трудности в определении потребности в финансировании,
— отсутствие оперативной,
— структурированной информации,
— трудности осуществления экономического анализа различных вариантов развития ситуации в меняющихся условиях.

Повысить эффективность планирования на предприятии позволит формирования автоматизированной системы бюджетирования в деятельности информационного центра на основе использования информационных технологий, дающих широкие возможности не только в оперативном контроле за финансами, но и в сфере экономической аналитики.

Избежать осложнений при внедрении данной системы позволяет правильный выбор программного обеспечения. Такие программные продукты, как Hyperion Pillar, Corporate Planner, «Директор», простые электронные таблицы и т.д. являются наиболее приемлемыми для использования в исследуемом предприятии.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *